Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории
мирового кораблестроения по праву считаются этапными.
Корабль принципиально отличался от ранее построенных для
ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух
зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве
силовой установки всережимной газотурбинной установки.
За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили
“поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки
проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и
ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было
утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г.
Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось:
противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море
от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных
снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная
оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения
приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового
корабля (пр.61), которое и было утверждено
главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г.
Разработка ТТЗ включала выполнение институтом
предэскизного проектирования, в результате которого был
не только уточнен состав вооружения, но и разработана
наиболее рациональная его компоновка (после проработки
семи вариантов размещения вооружения). Выбранная
линейная схема размещения оружия позволяла использовать
на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и
два зенитных артиллерийских комплекса, что было
немаловажно при отражении атак групповых целей. После
многочисленных проработок н оценок различных вариантов,
приняли размещение антенн гидроакустических станций
общего обнаружения и управления стрельбой
противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что
позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при
поднятом обтекателе) и обеспечить условия эксплуатации
как и на кораблях без подкплевого обтекателя.
Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР
увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при
выполнении всех требований задания и при котлотурбинной
энергетической установке, корабль будет иметь
стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект ТТЗ был,
в основном, одобрен с предложением проработать вариант с
использованием на корабле газотурбинной энергетической
установки (ГТУ), что позволило уменьшить водоизмещение
примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в
центральных управлениях ВМФ, это решение было принято
окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике
началось проектирование достаточно большого корабля с
ГТУ, предназначенной для использования на всех режимах
плавания.
Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО
и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза
ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к
разработке эскизного проекта. Проектирование корабля
поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был
назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за
проектированием от ВМФ назначили представителя Института
военного кораблестроения В. В. Данилова, которого
впоследствии сменил О.Т. Сафронов.
В ведущих морских державах мира сложилась практика
разработки для ВМС специальных ЗРК или использования
разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь -
модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный
конструктор ЗУР П. Грушин), которая заключалась в
разработке новой пусковой установки и системы хранения,
подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы
управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка ЗРК "Волна"
выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК
включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР
с системой хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с
двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый), систему
управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом
комплексе наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента
срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран
путь создания корабельных газовых турбин на
специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на
первых порах создавать турбины, превосходящие зарубежные
аналоги. В окончательном варианте для кораблей пр.61
была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными
главными газотурбозубчатыми агрегатами. Срок службы
каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на
100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности
50-60% - 2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на
головной корабль назначался на конец 1959 г.
Для привода главных электрогенераторов решено было также
использовать газовые турбины (дизель-генераторов с
приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6
производства завода "Экономайзер". В состав ЭЭС корабля
вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных
дизель-генератора ДГ-200.
Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50,
56 и 57бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным
подъемом верхней палубы в носовой оконечности и выполнен
сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД).
Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса
корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к
ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс
вооружения в процессе проектирования, несколько ухудшило
остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по
требованиям ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что
очень важно при плавании в штормовых условиях),
надводная часть корпуса была уширена и появился слом
борта у НП от 45 шп. до транца.
Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса
корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние
выгородки, ряд фундаментов отдельных устройств, что
позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение
центра тяжести корабля. Конструкции в районах размещения
мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления, а
также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел
четыре газоотводных трубы по две над каждым машинным
отделением. Их размеры выбирались, исходя из условий
обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через
люки в трубах, а также снижения температуры отходящих
газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в
кожухе трубы.
Корпус корабля был разделен главными поперечными
водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два
полностью занимала ГТУ (носовое и кормовое машинные
отделения). В каждом размещалось по одному
газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В
отсеках между машинными отделениями (МО) размещались
вспомогательные механизмы (успокоители качки,
вспомогательные котлы, испарители и т. д.). В
междудонном пространстве (протяженность второго дна
составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось
почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды
для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды
для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под
ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в
основном было традиционным. Исключение составляли лишь
размещение командных пунктов управления кораблем,
главной энергетической установки, кают офицерского
состава, коридоров и столовой команды, что было вызвано
требованиями по противоатомной защите и сложной системой
вооружения корабля. В соответствии с ТТЗ, главный
командный пост размещался отдельно от ходового поста в
основном корпусе корабля на нижней палубе.
Находясь на главном командном посту, командир мог не
только видеть всю надводную, воздушную и подводную
обстановку, управлять кораблем, но и осуществлять
управление практически всеми системами оружия. В ходовом
посту с открытым мостиком остались только приборы
управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода
в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с
котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в
машинных отделениях, управлять газотурбинной
энергетической установкой стало возможно только из
постов дистанционного управления.
Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают
офицерского состава была размещена в районе
диаметральной плоскости корабля и лишена естественного
освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной
особенностью общего расположения корабля пр. 61 было
создание сквозного коридора в надстройке с носа в корму,
обеспечивающего закрытый проход личного состава
практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы
на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись
только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора.
Столь высокая степень централизации и автоматизации
управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых
действий кораблем без выхода личного состава на верхнюю
палубу и мостики.
Таким образом впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно для кораблей классов эсминец н крейсер.