Большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины»

Первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. До 19.5.1966 г. относились к классу СКР. 6 кораблей переоборудованы по проекту 61-М/61-МП («Сдержанный» достроен, а «Огневой», «Славный», «Смелый», «Смышленый» и «Стройный» модернизированы) и 28.6.1977 г. переклассифицированы в большие ракетные корабли, но 14.10.1980 г. возвращены в класс БПК. «Проворный» перевооружен ЗРК «Ураган» и новыми РЛС (проект 61-Э). В январе 1992 г. оставшиеся в строю корабли вновь стали СКР.

 

Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м. Мощность ГТУ 4x18 000 л.с; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК «Волна», 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-мм ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РВУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25. Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.
ТИП «СДЕРЖАННЫЙ» (ПРОЕКТ 61-М и 61-МН) Водоизмещение: полное 4974, стандартное 4010 т; длина 146,2 м, ширина 15,8 м, осадка 4,84 м. Мощность ГТУ 4x18 000 л.с; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18 уз; дальность плавания экономическим ходом 4000 миль.
Вооружение: 4x1 ПУ ПКРК Н-15М (4 ракеты), 2x2 ПУ ЗРК «Волна» (16 ракет), 2x2 76,2-мм АК-726 и 4x6 30-мм АК-630М орудия, 1x5 533-мм ТА, 2x12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25. Экипаж 320 человек, в том числе 29 офицеров.

 

 

КОМСОМОЛЕЦ УКРАИНЫ - головной корабль серии больших противолодочных кораблей проекта 61 - заложили 15 сентября 1959 г. па заводе им. 61 коммунара в Николаеве, и 10 ноября 1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Корабль был спущен на воду 31 декабря 1960 г. и предъявлен к государственным испытаниям 15 октября 1962 г. К моменту их начала агрегаты коребельной энергетической установки еще не были отработаны полностью, поэтому испытания проводились только на режимах до 65% от номинальной мощности, что должно было обеспечить скорость хода не менее 30 уз.

Проведение кренования корабля показало, что его стандартное водоизмещение составляло 3400 т, т. е. практически отсутствовали запасы остойчивости н водоизмещения (по результатам кренования, 0,04 м и 65 т, соответственно). Если учесть, что ВМФ получил принципиально новый корабль с вооружением и энергетической установкой, создававшимися одновременно с ним, то этот результат можно признать вполне удовлетворительным.

Комиссия государственной приемки корабля отметила удачное расположение оружия ПВО двумя автономными комплексами. Все мелкие замечания по вооружению в ходе испытания, а также в процессе первых лет эксплуатации корабля были успешно устранены. Так во время десятисуточного автономного похода, выявилась недостаточная надежность первых образцов ЗРК "Волна" и СУ "Турель". Опытный образец подъемно-опускного устройства для ГАС "Титан" и "Вычегда" обеспечил нормальную работу на дальностях, соответствующих техническим условиям, но комиссия отметила недостаточную дальность обнаружения подводных целей установленными на корабле ГАС, что не обеспечивало не только использование новейших противолодочных торпед, но и РБУ-6000 на максимальную дальность, снижая эффективность противолодочного оружия корабля.

На государственных испытаниях 24 октября 1962 г. на Херсонесской мерной линии замерялись мощность ГЭУ, скорость хода корабля и частота вращения гребных винтов с поднятым и опущенным обтекателем ПОУ-12. При водоизмещении корабля 3790 т и опущенном ПОУ-12 мощность ГЭУ при скорости 30,3 уз превысила расчетную па 12%, а с поднятым обтекателем (водоизмещение 3860 т) - на 17%. Расхождение в частоте вращения составило всего 3%. Указанные результаты были обусловлены обрастанием корпуса за период с июня 1962 г. Минимально возможная скорость переднего хода, допускаемая ГЭУ, составляла 8 уз при 62 об/мин.

В период заводских ходовых и государственных испытаний "Комсомолец Украины" попадал в штормовые условия (4-7 баллов), в которых подтвердилось, что корабль обладает весьма удовлетворительными мореходными качествами (забрызгиваемость умеренная, заливаемость отсутствует, качка плавная). При волнении 4-5 баллов корабль развивал скорость хода соответствующую, полной мощности на испытаниях, поэтому специальных мореходных испытаний решили не проводить. Успокоители качки при состоянии моря до 7 баллов обеспечивали заметное умерение амплитуды бортовой качки.

В приемном акте после окончания испытаний головного корабля, подписанном 31 декабря 1962 г. комиссией Госприемки отмечалось: "Комсомолец Украины" - первый в ВМФ СССР боевой корабль ПВО и ПЛО с ЗУРО и всережимной газотурбинной ГЭУ принципиально отличающийся и значительно превосходящий СКР предыдущих проектов (42 и 50), ЭМ пр.56, а также ЭМ с ракетным оружием пр.57бис в части ПВО и ПЛО. Вступление в состав ВМФ головного корабля пр. 61 является началом создания перспективных ракетных боевых кораблей ПВО-ПЛО, способных в составе поисково-ударных групп успешно вести борьбу с современными ПЛ противника в условиях активного противодействия его авиации и управляемых ракет". Создание головного корабля в 1966 г. было отмечено Ленинской премией.

 

Заложен 15.09.1959 г. на заводе им. 61 коммунара в Николаеве, спущен на воду 31.12.1960 г. в 13-00 (как СКР ПЛО и ПВО "СКР-25"). 29.11.1961 г. кораблю "СКР-25" было присвоено наименование "Комсомолец Украины" в честь 40-летия шефства ВЛКСМ. Вступил в строй 31.12.1962 г. и 23.11.1964 г. включен в состав Черноморского Флота.
18-25.06.1964 г. и 26-30.10.1987 г. нанес визит в Сплит (Югославия).
08-13.05.1970 г. - Алжир.
18-22.11.1986г. - Пирей (Греция).
17-21.11.1987 г. - Тунис.
28.06-02.07.1989 г. - Стамбул (Турция).

 

5-8.1967 г., находясь в зоне военных действий, в составе 5-й эскадры ВМФ находился в портах Арабской Республики Египет (АРЕ), выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

Боевые службы корабля в Средиземном море: 20-12.1970 г. - 07.05.1971 г.; 05.05 - 20.12.1970 г.; 09.03 - 26.07.1973 г., а так же в 1981, 1982, 1983 и 1984 гг. Участвовал в маневрах "Океан", "Щит-82", "Гранит-85".

В периоде 23.05.1977 г. по 07.08.1979 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 24.06.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 г. расформирован. В 1995 г. был разделан на металл в Инкермане.

 

СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ (до 21.3.1963 г.-СКР-44, заводской № 1 702). 20.7.1960 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 25.9.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 4.11.1961 г., вступил в строй 26.12.1963 г. и 23.11.1963 г. включен в состав ЧФ. 1 8 — 25.6.1964 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 12-15.8.1967 г.-в Варну (Болгария), 29.1-4.2.1968 г.- в Котор и Зеленину (Югославия), 20 - 27.7.1969 г.- в Гавану (Куба), в мае 1974 г.- в Тунис и 26 - 30.9.1985 г.- в Корк (Ирландия). 1 -31.6.1967 г. и 1.1 -31.1 2.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 1.10.1976 г. по 28.11.1978 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 6.8.1982 г. перечислен в состав КСФ. 1.10.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 3.7.1992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 23.10.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл. В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7-У ЧФ.

 

ПРОВОРНЫЙ (до 1.10.1964 г.-СКР-37, заводской № 1703). 1 0.2.1 961 г. заложен на заводе имени €1 коммунара в Николаеве и 23.3.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 21.4.1962 г., вступил в строй 25.1 2.1 964 г. и 22.1.1965 г. включен в состав ЧФ. 1 - 31.6.1967 г., 1.1 - 31.12.1968 г. и 5 -24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 2 — 7.7.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция). В период с 23.3.1974 г. по 3.4.1975 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе и 5.11.1976 г. отнесен к проекту 61-Э, а в период с 1.2.1977 г. по 20.11.1 978 г. и с 1.4.1987 г. по 21.3.1988 г. прошел капитальный ремонт. 21.8.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1990 г. расформирован.  В феврале 1993 г. был разделан на металл в Инкермане.

 

ОГНЕВОЙ (до 1.10.1964 г-СКР-31, заводской № 751). 9.5.1962 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 27.8.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.5.1963 г., вступил в строй 31.12.1964 г. и 21.1.1965 г. включен в состав КБФ. В период с 5.2.1971 г. по 12.10.1971 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61 -М, после чего перечислен в состав КСФ, а в период с 1.2.1980 г. по 3.12.1982 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт. 31.10 - 4.11.1975 г. нанес визит в Лагос (Нигерия) и в феврале 1985 г.— в Фритаун (Сьерра-Леоне). 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

 

ОБРАЗЦОВЫЙ (до 1.10.1964 г.-СКР-2, заводской № 752).29.7.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 29.1.1964 г. зачислен в списки нораблей ВМФ, спущен 23.2.1964 г., вступил в строй 29.9.1965 г. и 2.11.1965 г. включен в состав ДКБФ. 21 -26.6.1967 г. и 27 -30.6.1980 г. нанес визиты в Гдыню (Польша), 3 - 9.10.1 969 г.- в Росток и Варнемюнде (ГДР), 8 - 13.5.1970 г.- в Шербур (Франция), 24 — 29.6.1974 г.— в Хельсинки (Финляндия), 5 — 9.10.1974 г.-вновь в Росток и 28.5 - 1.6.1976 г.- в Портсмут (Великобритания), а в январе 1971 г. совершил деловой заход в Фритаун (Сейшельские острова). 29.6 — 10.7.1970 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 8.9.1972 г. по 1 5.3.1973 г. и с 13.4.1 977 г. по 10.11.1984 г. прошел в Кронштадте и Лиепае капитальный ремонт. 25.8.1988 г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.2.1994 г, расформирован.

 

ОДАРЕННЫЙ (заводской № 753). 22.1.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 12.8.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11.9.1964 г., вступил в строй 30.12.1965 г. и 11.1.1966 г. включен в состав КСФ. Летом — осенью 1966 г. по Севморпути совершил переход из Кольского залива во Владивосток и 8.10.1966 г. перечислен в состав КТОФ. 18 - 23.11.1976 г. нанес визит в Басру (Ирак), 1 -5.1 2.1976 г.-в Бендер-Аббас (Иран), 20-24.1.1977 г.-в Мапуту (Мозамбик), 10 - 14.3.1977 г.- в Порт-Луи (Маврикий) и 16 -19.10.1980 г.—в Кочин (Индия). 4.7.1987 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 19.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.8.1990 г. расформирован.

 

ОТВАЖНЫЙ (до 17.2.1965 г.- ОРЕЛ, заводской № 1704). 3.7.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.8.1963 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 1 7.10.1964 г., вступил в строй 31.1 2.1965 г. и 25.1.1 965 г. включен в состав КЧФ. 5 — 30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 10—14.7.1967 г. нанес визит в Порт-Саид (Египет), 15-19.10.1973 г.- в Таранто и 19 - 22.1 0.1 973 г.- в Мессину (Италия). 30 августа 1974 г. в результате самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной зенитной управляемой ракеты кормовой установки, а затем срабатывания ее стартовой ступени в погребе боезапаса и последующего его взрыва на БПК "Отважный" возник сильный пожар. Корабль затонул при попытке буксировки в главную базу в точке 44043`5 широты и 33004`5 долготы. 12.11.1974 г. исключен из состава ВМФ.

 

СЛАВНЫЙ (заводской № 754). 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 24.4.1965 г., вступил в строй 30.9.1966 г. и 1 7.10.1966 г. включен в состав ДКБФ. 28 -29.10.1967 г., 3 - 9.10.1969 г. и 23 - 28.10.1 987 г. нанес визиты в Росток (ГДР), 17-22.8.1971 г.- в Копенгаген (Дания), 11 -15.10.1985 г.-в Гавану (Куба), 18-23.7.1987 г.-в Гдыню и
19 - 24.7.1988 г.- в Щецин (Польша). 14.6 - 29.7.1 972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В период с 6.12.1973 г. по 4.12.1975 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61-М, 15.12.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 19.2.1991 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1991 г. расформирован.

 

СТРОЙНЫЙ (заводской № 1 705). 20.3.1 964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 24.5.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.7.1965 г., вступил в строй
15.12.1966 г. и 30.12.1966 г. включен в состав КСФ. 25-28.10.1969 г. нанес визит в Рейкьявин (Исландия). В период с 28.5.1971 г. по 19.2.1972 г. прошел капитальный ремонт, а в период с 28.12.1975 г. по 14.7.1981 г. модернизирован в Николаеве и 6.11.1980 г. отнесен к проекту 61-МП. С 19.1.1990 г. вновь находился в капитальном ремонте в Мурманске, но 1 2.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.1.1 991 г. расформирован.

 

СТЕРЕГУЩИЙ (заводской № 755), 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 20.2.1966 г., вступил в строй 21.12.1966 г. и 7.1.1967 г. включен в состав КТОФ. 1 7 - 24.3.1968 г. нанес визит в Мадрас, 3 - 6.4.1968 г.- в Бомбей (Индия), 1 7 — 24.4.1968 г.— в Могадишо (Сомали), 11 — 19.5.1968 г.- в Умм-Каср и Басру (Ирак), 25.5 - 2.6.1968 г.- в Карачи (Пакистан), 5 — 9.6.1968 г.—в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 г.- в Аден (Южный Йемен) и 6 - 11.7.1968 г.- в Коломбо (Шри Ланка). 31.1 2.1978 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован.

 

КРАСНЫЙ КАВКАЗ (заводской № 1 706). 25.11.1 964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.11.1964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 9.2.1 966 г., вступил в строй 25.9.1967 г. и 13.10.1967 г. включен в состав КЧФ. 1 - 31.6.1 967 г. и 1.1 - 31.1 2.1 968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и 5 — 24.1 0.1 973 г. —вооруженным силам Сирии. 2 — 7.7.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция), 20 — 25.11.1 974 г.- в Латакию (Сирия), 10-1 4.8.1 984 г.- в Варну (Болгария), 12- 16.8.1985 г. и 17-21.11.1987 г.-в Тунис, 20 - 24.1 0.1 986 г.- в Гавану (Куба) и 24 - 28.6.1 991 г.- в Тулон (Франция). В период с 10.3.1 981 г. по 19.7.1 984 г. прошел в Севастополе капитальный ремонт. В момент зачисления удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного КРЧФ. Исключен из состава флота 01.05.1998 г.

 

РЕШИТЕЛЬНЫЙ (заводской № 1707). 25.6.1965 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 30.6.1 966 г. и 24.1.1 967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.12.1967 г. и 11.1.1968 г. включен в состав КЧФ. 1 - 31.6.1 967 г. и 1.4 - 31.1 2.1 968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9 — 12.8.1969 г. нанес визит в Варну (Болгария), 14-18.12.1971 г.-в Латанию (Сирия), 6 -9.10.1978 г.- в Мессину (Италия) и 16 - 20.11.1978 г.- в Стамбул (Турция). 1.11.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой.

 

СМЫШЛЕНЫЙ (заводской № 1 708). 1 5.8.1 965 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 22.1 0.1 966 г. и 1.7.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.9.1968 г. и 21.10.1968 г. включен в состав КСФ. 31.10. -9.11.1971 г. нанес визит в Гавану (Куба), 10 - 14.5.1978 г.- в Бордо (Франция) и 25 — 30.5.1 987 г.— в Сан-Томе (Сан-Томе и Принсипи). В 1975— 1977 гг. модернизирован в Николаеве по проекту 61-М, а 22.2.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 30.6.1993 г. расформирован.

 

СТРОГИЙ (заводской № 1709). 22.2.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 29.4.1967 г. и 1 2.1.1 968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 24.12.1968 г. и 8.1.1969 г. включен в состав КТОФ. 7 — 15.12.1969 г. нанес визиты Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали), 4 - 8.2.1972 г.- в Массауа (Эфиопия), 2 -7.6.1978 г.— в Викторию (Сейшельские острова), 5 — 10.11.1 978 г.-в Хайфон (Вьетнам) и 22-26.6.1 985 г.-в Мапуту (Мозамбик). 1.11.1 990 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1 993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован.

 

СМЕТЛИВЫЙ (заводской № 1710). 15.7.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 26.8.1967 г. и 15.6.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 25.9.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав КЧФ. 6-12.3.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия), 26.9-1.10.1973 г.- в Сплит (Югославия), 9 - 13.8.1974 г.- в Варну (Болгария) и 26.6 - 1.7.1980 г.- в Тунис. 1 9.2.1987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. "Сметливый" был модернизирован в 1990-95 гг. по новому пр.01090. Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника. На месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”, демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.

В настоящий момент переклассифицирован в СКР, весьма активно используется в боевых службах Черноморского флота. В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в совместных океанских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.

В 2006 году проходил плановый ремонт в Новороссийске.

 

СМЕЛЫЙ (заводской № 1711). 15.11.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 6.2.1968 г. и 20.12.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.12.1969 г. и 9.1.1970 г. включен в состав КЧФ. 17 -22.9.1976 г. нанес визит в Мессину (Италия), 8 - 13.4.1 978 г.- в Алжир и 13 - 18.4.1979 г.- в Риеку (Югославия). В 1976 -1 977 гг. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 61 -М. В период с 1 7.1 .1982 г. по 30.1.1 985 г. прошел в Риге капитальный ремонт, после чего перечислен в состав ДКБФ, а 19.1.1988 г. передан в аренду ВМС Польши с переименованием в «Warszawa» и 5.3.1988 г. исключен из состава ВМФ СССР.

 

КРАСНЫЙ КРЫМ (заводской № 1712). 23.2.1 968 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 28.2.1969 г. и 9.2.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 15.10.1970 г. и 20.10.1970 г. включен в состав КЧФ. 15-19.5.1971 г. и 1 — 29.2.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 3 — 7.7.1975 г. нанес визит в Тулон (Франция), 14-19.10.1976 г.-в Сплит (Югославия), 5-9.8.1977 г.-в Констанцу (Румыния), 12 — 16.8.1985 г.—в Тунис и 11 — 14.6.1990 г.- в Таранто (Италия). В период с 6.10.1978 г. по 28.8.1983 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 1.6.1992 г. переклассифицирован в СКР, а 24.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован.  В 1996 г. продан частной индийской фирме для разделки на металл. С 30.6.1970 г. носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного крейсера ЧФ.

 

СПОСОБНЫЙ (заводской № 1713). 10.3.1969 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 11.4.1 970 г. и 25.4.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 25.9.1971 г. и 27.10.1971 г. включен в состав КТОФ. 20-24.12.1973 г. нанес визит в Порт-Луи (Маврикий) и 25-30.8.1 976 г.- в Ванкувер (Канада). 30.7.1 987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. 3.7.1992 г. был исключен из состава ВМФ в связи с предстоящей передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но 29.10.1 992 г. оставлен в составе КЧФ и 20.11.1993 г. передан «Севморзаводу» имени С.Орджоникидзе (г. Севастополь) в счет уплаты долгов ВМФ предприятию.

 

СКОРЫЙ (заводской № 1714). 20.4.1970 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 20.1 0.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 26.2.1971 г., вступил в строй 23.9.1972 г. и 31.10.1972 г. включен в состав КЧФ. 26.9-1.1 0.1 973 г. и 1 2 - 1 7.5.1975 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 14-19.10.1974 г.-в Порт-Луи (Маврикий), 19-23.11.1974 г.- в Дакар (Сенегал) и 20 - 25.1 0.1978 г.- в Пи-рей (Греция). 5 — 24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии, 23.7 — 22.9.1 974 г. — Египта, а 4.8 — 14.10.1974 г. обеспечивал боевое траление в Суэцком заливе. В период с 30.7.1982 г. по 1 6.9.1985 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. Исключен из состава флота 22.11.1997 г. Разделан на металл в июне 1998 г. в Инкермане.

 

СДЕРЖАННЫЙ (заводской № 1715). 20.1 0.1 970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.3.1971 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, достраивался по проекту 61-М, спущен 29.2.1972 г., вступил в строй 30.1 2.1 973 г. и 7.2.1974 г. включен в состав КЧФ. 12-1 7.5.1 976 г. нанес визит в Триполи (Ливия). В период с 31.10.1985 г. по 12.10.1987 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 01.06.1992 г. был переклассифицирован в СКР. Вошел в состав 30-й дивизии надводных кораблей (ДИНК).

29.05.2001 г. корабль был разружен, а затем списан на слом - средств на его средний ремонт и докование не нашлось. Корпус БПК 13.03.2002 г. был уведен из Севастополя на разделку в Николаев, где его начали разбирать на Черноморском судостроительном заводе, а затем продолжили разделку на заводе им. 61 Коммунара. Окончательно корабль прекратил своё существование в мае 2002 года.

 

 

 

Большие противолодочные корабли Советских ВМФ 1945-1995

Справочник больших противолодочных кораблей.

Назад
История кораблей проекта 61
Сайт управляется системой uCoz