Справочник эскадренных миноносцев.


Главная
Эскадренные миноносцы Проект 956

 

Эскадренные миноносцы Советских ВМФ 1945-1995

Эсминец типа «Современный» (проект 956) — 17+5 единиц

Ознаменовали собой возрождение класса эсминцев, строительство которых возобновилось после 20-летнего перерыва. Имеют паротурбинную энергетическую установку. Оснащены телескопическими ангарами для вертолетов. Единственные за всю историю отечественного флота эсминцы, официально причисленные к кораблям 1 ранга.


   
     

В конце 70-х годов XX века казалось, что класс эскадренных миноносцев неизбежно уйдет в небытие. В СССР эсминцы не строились уже два десятилетия — им на смену пришли большие противолодочные и сторожевые корабли; страны Запада все больше и больше отдавали предпочтение фрегатам. А те дестройеры, что продолжали пополнять флоты Соединенных Штатов и некоторых их союзников, по существу давно уже эсминцами не являлись — это были многоцелевые эскортные корабли, по назначению и составу вооружения не отличавшиеся от тех же фрегатов. Что ж, все это вполне закономерно: тактика линейного боя осталась в прошлом, и в новых условиях строить специализированные ударные корабли для торпедной (или ракетной) атаки вражеских эскадр теряло всякий смысл. Гораздо нужнее оказались универсальные ракетоносцы, способные бороться с главной силой флота — атомными субмаринами, а уже затем— с надводными кораблями и авиацией.

Тем неожиданнее выглядит появление в составе советского флота нового эсминца «Современный» — преемника классических торпедоносцев прошлого. Правда, по размерам он соответствовал легкому крейсеру 30-летней давности; вместо противокорабельных торпед нес ударные ракеты и, по официальной классификации, был причислен к кораблям 1 ранга. Но по концепции тактического применения «Современный» мог считаться типичным эсминцем-истребителем, разумеется, с поправкой на нынешние условия. Причем эта концепция существенно отличалась от принятой на Западе.

Рождение головного корабля последнего поколения эсминцев нашего флота было долгим и мучительным. Поначалу будущий «Современный», он же «проект 956», виделся командованию ВМФ как корабль поддержки десанта. Новые сторожевики, ВПК и даже крейсера мало подходили для этих целей, поскольку в годы «ракетной эйфории» вооружались лишь малокалиберной артиллерией. Отсюда и возникло требование вооружить 956-й проект мощными 130-мм автоматическими пушками, способными стрелять 33-кг снарядами на дальность до 23 км.

Однако в процессе работ, шаг за шагом, в проект вносились все но- вые и новые изменения, и в результате на кульманах конструкторов «Современный» приобрел свой окончательный вид, мало напоминавший первоначальную задумку. Основным назначением эсминца теперь стала борьба с надводным противником— авианосцами и их эскортом. Для этих целей на нем разместили ракетный комплекс «Москит»; вместо предполагавшихся зенитных ракет самообороны «Оса» установили более мощные ЗРК «Ураган». Наконец, на борту появился и вертолет — все это привело к росту водоизмещения в полтора раза — по сравнению с техзаданием и в два — по сравнению со своими предшественниками проекта 56. «Современный» вступил в строй советского ВМФ в начале 1981 года и сразу же привлек к себе внимание западных специалистов. Что неудивительно: это был действительно современный и во многих аспектах необычный корабль, мало похожий на своих зарубежных «одноклассников». Прежде всего, бросалось в глаза чрезвычайно мощное артиллерийское вооружение: четыре ствола автоматических 130-миллиметровок выбрасывали в минуту более шести тонн металла и взрывчатки — цифра, которой «позавидуют» некоторые дредноуты! В конструкции артустановок АК-130 впервые была внедрена важная новинка— автоматическая система перегрузки боезапаса из погреба в подбашенное отделение, благодаря чему орудия могут вести огонь непрерывно вплоть до полного опустошения погребов, причем без участия расчета. Заметим, что ничего подобного на Западе не создано до сих пор.

Под стать артиллерии было и ударное ракетное оружие. «Москит» стал первой в мире сверхзвуковой противокорабельной ракетой, фактически неуязвимой для натовской ПВО. Комплекс «Москит» на четверть века опередил свое время — за рубежом сверхзвуковые ПКР по сей день существуют лишь в экспериментальных образцах.

Правда, за выдающиеся характеристики наступательного оружия пришлось заплатить его возросшим весом. В результате на «Современном» не осталось места ни на полноценный вертолетный ангар, ни на приличные средства ПЛО. Вертолет пришлось хранить в легком сдвижном ангаре-укрытии, а противолодочное вооружение ограничилось двумя спаренными торпедными аппаратами да парой реактивных бомбометов. Кроме того, впечатление о корабле портит паротурбинная энергетическая установка.

Возврат к морально устаревшим механизмам выглядит несколько странным, ведь наши кораблестроители в то время уверенно лидировали в области применения газовых турбин. Как теперь стало известно, приказ проектировать эсминец под паровые турбины пришел «сверху»: ЦК КПСС и правительство были озабочены, тем, что предприятия, выпускавшие газовые тубины, работали с полной нагрузкой, а паротурбинный цех Кировского завода в Ленинграде простаивал. К тому же, паровые котлы в эксплуатации использовали более дешевые сорта жидкого топлива и даже могли работать на сырой нефти.

Так или иначе, но именно энергетика сыграла роковую роль в последующей судьбе эсминцев 956-го проекта. Котлы с повышенными параметрами пара требовали квалифицированного обслуживания и своевременного текущего ремонта. Увы, начавшееся во второй полови- не 80-х годов сокращение финансирования флота привело к увеличению межремонтных сроков, и главные механизмы кораблей начали выходить из строя. Как это ни печально, но многие из уникальных эсминцев типа «Современный» были списаны, не прослужив и половины положенного срока.

Основным препятствием, не позволившим оснастить корабли проекта 956 полноценным противолодочным оружием, стало отсутствие приемлемых средств подводного поиска. Имевшийся гидроакустический комплекс «Полином» обладал гигантскими размерами и никак не вписывался в компоновку эсминца, остальные ГАС не отвечали требованиям по дальности действия. Поэтому одновременно с семейством «Современного» руководство ВМФ решило строить аналогичные по водоизмещению противолодочные корабли проекта 1155 с упомянутым «Полиномом», ракетоторпедным комплексом «Метель» и ангаром на два вертолета Ка-27.

Хотя идея создания специализированных кораблей шла вразрез с общемировой тенденцией к универсальности, в данном случае ее можно оправдать: лишь она позволяла обеспечить выдающиеся характеристики вооружения. Но вот воплощение замысла в металл оказалось далеко не самым рациональным. Вместо того, чтобы максимально унифицировать состав вооружения и оборудования обоих близких по типу кораблей, конструкторы разработали совершенно новый проект, не имеющий ничего общего со своим собратом. По сравнению с «Современным», «Удалой» (такое название получил головной БПК проекта 1155) имел газотурбинную энергетическую установку, совершенно иную архитектуру, 100-мм артиллерию и зенитный ракетный комплекс вертикального старта «Кинжал».

Нелишне напомнить, что даже богатые Соединенные Штаты в то время старались максимально сократить типаж боевых кораблей и номенклатуру используемого оборудования. Например, эсминцы типа «Спрюенс» и крейсера типа «Тикондерога» строились на основе одних и тех же корпусов и механизмов.

В СССР же все было наоборот, что создавало дополнительные трудности и в постройке, и в эксплуатации, и в освоении кораблей экипажами... Печально, что причины такого положения вещей были исключительно субъективными и крылись в некомпетентности отдельных руководителей страны и ВМФ, принимавших окончательные решения и позволявших представителям военно-промышленного комплекса отстаивать свои ведомственные интересы.

Лишь после нескольких лет эксплуатации проблемы, связанные с отсутствием какой-либо унификации эсминцев типа «Современный» и БПК типа «Удалой», дошли, наконец, до руководства страны. Последовало вполне разумное решение: 13-й корабль типа «Удалой» — «Адмирал Чабаненко» — строить по усовершенствованному проекту 11551. Вместо 100-мм пушек он получил спаренную 130-мм артустановку АК-130, вместо торпедных аппаратов — ПЛРК «Водопад». Ракетоторпеды «Метель» заменили ракетами «Москит», 30-мм автоматы — зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», а ГАС «Полином» — более компактной станцией «Звезда-2». Хотя «Адмирал Чабаненко», как и его предшественники, официально остался в классе БПК, фактически его следовало отнести к эсминцам, так как по составу вооружения он близок к «Современному». К сожалению, хорошо сбалансированный и по-настоящему многоцелевой корабль остался в единственном числе: заложенный на заводе «Янтарь» в Калининграде в 1989 году, он вступил в строй только в 1998-м, когда о серийном строительстве его собратьев уже не могло быть и речи.

«Моделист-конструктор» №3 2003

   
      Эсминец «Современный»

Эсминец «Современный»

   
Сайт управляется системой uCoz