Эскадренные миноносцы типа "Спокойный" (проект 56) - 27 единиц.

Последние “классические” эсминцы с артиллерийско-торпедным вооружением. “Бравый” достроен по проекту 56-К, став первым в отечественном флоте кораблем, оснащенным ЗРК. Позже аналогичным образом модернизировали еще 8 эсминцев .-“Скромный”, “Возбужденный”, “Находчивый”; “Справедливый”, “Настойчивый”, “Несокрушимый”, “Сознательный” и “Скрытный” (проект 56-А). На 12 кораблях (“Блестящий”, “Вдохновенный”, “Московский комсомолец”, “Возмущенный”, “Напористый”, “Пламенный”, “Бурливый”, “Бывалый”, “Вызывающий”, “Бесследный”, “Благородный” и “Сведущий”) в 1960 -1979 гг. снят один ТА, установлены 2 РБУ-2500 и усовершенствовано радиоэлектронное вооружение (получили обозначение “проект 56-ПЛО”).

 

Водоизмещение; полное 3230, стандартное 2667 т; длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,2 м. Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 38,5, экономическая 17,9 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3860 миль.

Вооружение: 2x2 130-мм СМ-2-1, 4х5 45-мм СМ-20, 2х5 533-мм ТА, 6 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (48 глубинных бомб), 1ЦОК-2. Принимал на борт 50 мин КБ-3 (или 36 АМД-1000).

Экипаж 284 человек, в том числе 19 офицеров.

 

ПРОЕКТ 56-А [“Бравый”]

Водоизмещение; полное 3620 [3447], стандартное 3060 [2890] т; длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,5 м. Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34,5 [35,5], экономическая 17 [18] уз.; дальность плавания экономическим ходом 2150 [3000] миль.

Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК “Волна-М” (16 ракет), 1х2 130-мм СМ-2-1 и 3х4 45-мм СМ-20-ЗИФ орудия, 1х5 533-мм ТА, 2РБУ-6000 (96 РГБ-60)

Экипаж 268[270 человек, в том числе 19 офицера.

 

 

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ (заводской № 708). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.9.1954 г. заложен на заводе № 190, спущен 15.1.1956 г., вступил в строй 31.10.1956 г. и 17.11.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 12.7.1958 г. перечислен в состав СФ, 11.11.1964 г.- в состав ЧФ, 6.2.1967 г.- в состав НСФ и 27.3.1971 г.- в состав КЧФ. В период с 1.12.1968 г. по 20.1.1972 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-А. 1.9 - 30.11.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 5 - 24.10.1973 г.- вооруженным силам Египта. 9 - 13.8.19 74 г. нанес визит в Варну (Болгария). В период с 2.2.1978 г. по 11.12.1980 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, а 1.3.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17.7.1988 г. расформирован.

СПРАВЕДЛИВЫЙ (заводской № 709). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.12.1954 г. заложен на заводе № 190, спущен 12.4.1956 г., вступил в строй 20.12.1956 г. и 27.12.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 8- 12.5.1964 г. нанес визит в Копенгаген (Дания) и 18 - 22.10.1962 г.- в Росток (ГДР). В 1968 - 1969 гг. модернизирован в Ленинграде по проекту 56-А. 25.6.1970 г. передан в Гдыне ВМС Польши с переименованием в “Warszawa” и 27.1.1971 г. исключен из состава ВМФ СССР, а 1.1.1986 г. разоружен, исключен из состава польских ВМС и сдан на слом.

БУРЛИВЫЙ (заводской № 1206). 19.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.5.1954 г. заложен на заводе № 445, спущен 28.1.1956 г., вступил в строй 28.12.1956 г. и 7.1.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 20.6 - 24.7.1957 г. совершил переход через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток и 1.8.1957 г. перечислен в состав ТОФ. В период с 12.12.1961 г. по 25.3.1963 г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-ПЛО, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 31.8.1966 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 5.2.1973 г. вторично выведен в резерв и законсервирован, а 25.5.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.1.1989 г. расформирован.

ВОЗМУЩЕННЫЙ (заводской № 84). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.12.1954 г. заложен на заводе № 199, спущен 8.7.1956 г., вступил в строй 31.12.1956 г. и 10.1.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. В 1961 - 1962 гг. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-ПЛО, 3.5.1968 г. выведен из боевого состава, законсервирован и постав лен на отстой, а 5.3.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 30.7.1987 г. расформирован.

БЛАГОРОДНЫЙ (заводской № 1207). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.3.1955 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.8.1956 г., вступил в строй 18.7.1956 г. и 30.6.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 5 - 30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. 14 - 18.12.1971 г. нанес визит в Латанию (Сирия) и 26.6. - 1.7.1980 г.-в Тунис. В период с 13.8.1976 г. по 7.9.1977 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО. 15.9.1982 г. перечислен в состав ЛенВМБ, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1989 г. расформирован.

НЕСОКРУШИМЫЙ, с 8.4.1988 г.- СМ-251 (заводской № 710). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.6.1955 г. заложен на заводе № 190, спущен 20.7.1956 г., вступил в строй 30.6.1957 г. и 8.7.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 7.1 2.1960 г. по 29.4.1962 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт, а в период с 11.10.1969 г. по 31.12.1970 г. модернизирован на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-А. С 20.1.1965 г. по 8.6.1967 г. и с 11Л 0.1969 г. по 31.12.1970 г. входил в состав КЧФ. 5.2.1973 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 27.6.1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 30.2.1987 г. разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 27.7.1991 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

ПЛАМЕННЫЙ (заводской № 1208). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.9.1955 г. заложен на заводе № 445, спущен 26.10.1956 г., вступил в строй 31.8.1957 г. и 21.9.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В 1961 - 1962 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО. 20 - 26.8.1964 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 14 -18.1.1966 г.-в Массауа (Эфиопия). 1-31.6.1967 г. и 1,8- 31.12.1968г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 5 - 24.10.1973 г. - вооруженным силам Сирии и Египта. В период с 30.7.1975 г. по 31.7.1979 г. на “Севморзаводе” в Севастополе прошел капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

НАХОДЧИВЫЙ (заводской № 741). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.10.1955 г. заложен на заводе № 190, спущен 30.10.1956 г., вступил в строй 18.9.1957 г. и 26.9.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ: В период с 7.12.1960 г. по 29.4.1962 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт, а в период с 25.12.1965 г. по 12.3.1966 г. модернизирован на заводе имени 61 коммунара в Николаеве по проекту 56-А. 1.1- 31.6,1967 г. и 1.8 - 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 12.3.1968 г. перечислен в состав КЧФ. 9 - 12.8.1969 г. нанес визит в Варну (Болгария), 3 - 7.8.1973 г.- в Констанцу (Румыния), 16 - 22.4.1974 г.- в Алжир и 21 - 26.8.1975 г.- в Тунис. 9.2.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

ВОЗБУЖДЕННЫЙ (заводской № 85). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.7.1955 г. заложен на заводе № 199, спущен 10.5.1957 г., вступил в строй 31.10.1957 г. и 14.11.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. 17 - 21.11.1959 г. нанес визит в Сурабайю (Индонезия), 11 - 16.4.1972г.- вУмм-Каср (Ирак), 5 - 10.11.1979г.- в Хайфон (Вьетнам)и 26 - 31.5.1981 г.-в Аден (Южный Йемен). В период с 24.8.1965 г. по 16.7.1966 г. модернизирован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 56-А, а в период с 7.10.1975 г. по 2.3.1978 г. прошел там же капитальный ремонт. 8.3.1982 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

НАПОРИСТЫЙ (заводской № 1209). 19.1.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 7.8.1955 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.12.1956г., вступил в строй 31.10.1957 г. и 22.11.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В 1961 - 1962 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-ПЛО. 2- 13.8.1964г. нанес визит в Варну (Болгария), 10- 13.2.1965г.-в Массауа (Эфиопия), 15 - 20.10.1966 г.- в Тулон (Франция) и 12 - 15.8.1967 г. - вновь в Варну. 1.10 - 29.12.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии и Египта. 10.2.197 7 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Донузлаве на отстой, но15.9.1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 30.7.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1987 г. расформирован.

ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (заводской № 86). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.10.1955 г. заложен на заводе № 199, спущен 10.5.1957 г., вступил в строй 6.11.1957 г. и 21.11.1957 г., подняв Военно-мореной флаг, вошел в состав ТОФ. 27.3.1960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 26.8.1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 1 7.7.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1988 г. расформирован.

НАСТОЙЧИВЫЙ (заводской №742). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.3.1956 г. заложен на заводе № 190, спущен 23.4.1957 г., вступил в строй 30.11.1957 г. и 7.12.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КБФ. 7.5.1958 г. перечислен в состав СФ, 8.6.1967 г.-в состав КЧФ и 17.7.1970 г.-в состав ДКБФ. 17 - 21.10.1964 г. нанес визит в Тронхейм (Норвегия), 10 - 15.8.1972 г. и 14- 18.6.1979 г.-в Хельсинки (Финляндия), 21 -26.6.1974 г.- в Шербур (Франция), 10 - 15.8.1976 г.- в Копенгаген (Дания) и 14 - 19.6.1978 г.- в Амстердам (Голландия). 1 - 30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а 6.12.1977 г.- 13.1.1978 г.- вооруженным силам Анголы. В период с 5.6.1967 г. по 17.7.1970 г. модернизирован на заводе имени 61 коммунара в Николаеве по проекту 56-А, а 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

ВЫДЕРЖАННЫЙ, с 20.2.1967 г.- ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ, с 1.12.1992 г.- ПКЗ-7 (заводской № 87). 15.9.1953 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.6.1956 г. заложен назаводе № 199, спущен 24.6.1957 г., вступил в строй 10.12.1957 г. и 21.12.1957 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ТОФ. 17 - 21.11.1959 г. нанес визит в Сурабайю (Индонезия), 8 - 14.10.1973 г.- в Коломбо (Шри Ланка), 20 - 24.12.1973 г.- в Умм-Каср (Ирак) и 13 - 19.2.1974 г.- в Массауа (Эфиопия). В период с 2.2.1978 г. по 1.10.1983 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, 25.4.1992 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 29.6.1993 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

БРАВЫЙ (заводской № 1203). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.7.1953 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-К, спущен 28.2.1955 г., вступил в строй 9.1.1956 г. и 28.1.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 24 - 28.8.1976 г. нанес визит в Бисау (Гвинея-Бисау), 9- 12.11.1976 г.-в Луанду (Ангола), 22-27.11.1976 г.-в Лагос (Нигерия) и 5 - 9.8.1977 г.- в Констанцу (Румыния). В период с 2.3.1979 г. по 6.5.1985 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт, а 30.7.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 6.8.1987 г. расформирован.

 

Примечание: кроме указанных, по проекту 56 были заложены ЭМ “Бедовый” (достроен по проекту 56-ЭМ), а также достроенные по проекту 56-М ЭМ “Неудержимый”, “Неуловимый” и “Прозорливый”.

 

Назад
 

 

Эскадренные миноносцы Советских ВМФ 1945-1995

Справочник эскадренных миноносцев.

Эскадренные миноносцы
Сайт управляется системой uCoz