Фактически первым советским
послевоенным проектом эскадренного миноносца следует
считать не
пр.30-бис, а проект 41,
тактико-техническое задание на разработку которого было
утверждено 14 июня 1947 года. ТТЗ на разработку
проекта 41 в какой-то мере явилось результатом
проектирования лидеров пр.48, начатых, но не
завершенных постройкой и эсминцев пр.40.
Проектирование нового корабля было поручено коллективу
ЦКБ-53. Главным конструктором назначили В.А.Никитина –
без преувеличения, выдающегося советского
кораблестроителя, внесшего большой вклад в строительство
отечественного флота. Группу наблюдения от ВМС
(тогдашнее наименование ВМФ) возглавил инженер-капитан 2
ранга М.А.Янчевский. Эскизное проектирование заняло один
год и 19 августа 1948 г. его результаты были утверждены
постановлением Совета министров СССР. Еще через год – 28
сентября 1949 г. – был утвержден технический проект и
одновременно было принято решение в целях отработки
новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими
решениями приступить вначале к постройке одного
головного корабля, а уже затем – к серии.
В декабре 1949 года судостроительный завод им.
Жданова (ныне «Северная верфь») приступил к
строительству корабля, однако официальная закладка
состоялась только 5 июля 1950 года. Эсминец получил
наименование «Неустрашимый». В декабре того же года
началась подготовка к строительству установочной серии и
на других судостроительных заводах. Спуск корабля на
воду был произведен 29 января 1951 г., а через год (26
января 1952 г.), не окончив швартовных испытаний,
эсминец вышел на заводские ходовые испытания.
В техническом плане ЭМ являл собой качественно
новый этап в развитии кораблей не только своего класса,
но и отечественного надводного кораблестроения вообще.
Согласно проекту корпус впервые был выполнен
гладкопалубным с небольшой седловатостью в средней
части. Кроме одной носовой надстройки, котельных кожухов
на верхней палубе и не считая оружия – других надстроек
не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы, и
вообще корабль в максимально возможной степени отвечал
требованиям противоатомной защиты. Главный командный
пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные
кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы и
стабилизированный пост наводки орудий были защищены
броней толщиной от 8-10 до 20 мм.
Кардинально отличной от предыдущих проектов
являлась главная энергетическая установка. Двухвальная
ГЭУ размещалась в двух независимых автономных отсеках. В
каждом отсеке, образующем эшелон, размещался ГТЗА типа
ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных котла
со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные
котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в
топку и вырабатывали пар повышенных параметров с
давлением до 64 кг/кв.см. ГЭУ была приспособлена к пуску
без предварительного прогрева, имела лучшую
манёвренность, пониженное число оборотов гребного вала,
уменьшенный вес и габариты (легче, чем у
пр.30-бис на 100 тонн). Кроме того, на
экономических ходах расход топлива оказался примерно на
20% ниже, чем у ЭМ
пр.30-бис. Электроэнергетическая система впервые
на советских эсминцах была выполнена на трехфазном
переменном токе 220В в 50 Гц.
В качестве артиллерии главного калибра на корабле
были установлены две двухорудийные 130-мм
стабилизированные универсальные палубно-башенные
артустановки СМ-2-1. Каждая башня располагала
собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б». Башни
имели местное и дистанционное управление. Орудия длиной
58 калибров монтировались на общем станке и раздельного
вертикального наведения не допускали. Конечно по
сравнению с полностью закрытыми башнями
пр.30-бис это был шаг назад. Причина этого
заключалась в увлечении общей стабилизацией башен
универсальной артиллерии и невозможности в приемлемых
габаритах обеспечить это для полностью закрытых башен.
Подобная стабилизация оказалась бесперспективной и
развития не получила. Данные для стрельбы орудий
вырабатывала РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом
наводки СПН-500 и дальномером ЗДМС-4, данные
обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Зенитная
артиллерия включала четыре стабилизированных спаренных
45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата
4М-120. Автоматы СМ-16 управлялись либо с местного
поста, либо от приборов МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б».
Автоматы 4М-120 управлялись только вручную. Торпедное
вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм
аппаратами, и в целом оно было полностью идентичным
таковому, устанавливавшемуся на легких крейсерах
пр.68-бис. На минных рельсах на верхней палубе
могли размещаться до 48 морских мин КБ или же 48 минных
защитников ГМЗ. Кроме того, имелось шесть бомбометов
БМБ-2 (по три на борт). Радиотехническое вооружение
общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных
целей «Фут-Н», надводных целей «Риф» и ГАС «Пегас».
Однако удачным корабль все же назвать было нельзя.
На заднем ходу корабль не слушался рулей, при их
перекладке он входил в циркуляцию, но из нее рулями не
выводился. Побортное размещение 45-мм автоматов не
допускало их совместного использования как в носовой,
так и в кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы
СМ-16 были несерийного производства, а предсерийная РЛС
«Фут-Б» оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует
заметить, что впоследствии в ходе эксплуатации зенитные
АУ СМ-16 были заменены на счетверенные 45-мм СМ-20-ЗиФ,
25-мм автоматы сняли, бомбомёты заменили на две
РБУ-2500, а опытный вариант станции «Фут-Б» был заменён
на отработанный серийный. Самый большой сюрприз
заключался в недоборе кораблём скорости полного хода и
дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была
определена в 36 узлов, а получили – 33,5. Дальность
плавания технико-экономическим ходом (при скорости 14
узлов) должна была составить 5 500 миль, но с трудом
удалось «выжать» 5 210. Разбор причин оказался
поверхностным. В приемном акте по этому поводу
отмечалось следующее: «..это произошло вследствие
недостаточной проектной мощности механической установки
и ошибок в методике расчета ходкости кораблей,
применяемой ЦНИИ-45» (ныне ЦНИИ им. академика
А.Н.Крылова). В этой связи «Неустрашимый» определили
избыточно большим кораблем, хотя и имеющим существенные
запасы на модернизацию. Причем эта точка зрения стала
преобладающей еще задолго до начала испытаний, поэтому в
июне 1951 года постановлением Совмина серия пр.41
была прекращена, а заложенные корпусные конструкции
серийных эсминцев разобраны.
Последующие события показали, что неприятности с
недобором скорости проектом 41 были связаны с
более глубокими причинами. Гром грянул, когда на ходовые
испытания был предъявлен головной эсминец «Спокойный»
пр.56, разработанный как «улучшение» пр.41.
При меньшем на 400 т водоизмещении и при значительно
большей мощности ГЭУ (на 10 000 л.с.), «Спокойный» смог
развить скорость лишь на один узел превышавшую скорость
«Неустрашимого». Предметное разбирательство специально
созданной комиссии, в которой работал выдающийся
отечественный авторитет в области теории корабля
профессор инженер-контр-адмирал В.Г.Власов, установило,
что весь комплекс «корма-винт-руль» спроектирован
неправильно как на пр.41, так и на
пр.56. Искажение гидродинамического потока не
позволяло винтам развивать необходимый упор, что и
являлось главной причиной неудовлетворительной ходкости.
На «Спокойном» пришлось отрезать «неправильную» кормовую
оконечность, которую заменили новой «правильной». Однако
на «Неустрашимом» этого делать не стали, поскольку
корабль в серию не пошел.
С позиций сегодняшнего видения переход от
проекта 41 к
пр.56 был неоправданным. Большинство его
недостатков можно было устранить даже на «живом»
корабле, не говоря уже о корректировке проекта для
серии. Особенно ценными качествами пр.41 по
сравнению с последовавшим
пр.56 являлись большая живучесть, автономность,
дальность плавания и запасы на модернизацию. Отсутствие
последних на
пр.56 особенно остро почувствовали при
модернизации по
проекту 56-К «Бравый», когда потребовалась
укладка твердого балласта и ряд других ухищрений для
выполнения требований ТТЗ. Тем не менее в серию пошел
проект 56.
Программа
строительства. В
декабре 1949 года завод №190 им. Жданова (ныне Северная
верфь) приступил к строительству, однако официальная
закладка состоялась 5 июля 1950 г. В декабре того же
года началось строительство установочной серии и на
других судостроительных заводах. Спуск корабля на воду
был произведен 29 января 1951 г.,а через год (26 января
1952 г.), не окончив швартовных, эсминец вышел на
заводские ходовые испытания. Официально введён в строй
лишь 31 января 1955 г., а окончательно принят от
промышленности 27 декабря 1957 г.
В связи с тем, что серия не состоялась из-за
вышеперечисленных обстоятельств, в 1951 г.
заложенные корпусные конструкции
серийных эсминцев были разобраны.