Эскадренные миноносцы типа “Неустрашимый”

Фактически первым советским послевоенным проектом эскадренного миноносца следует считать не пр.30-бис, а проект 41, тактико-техническое задание на разработку которого было утверждено 14 июня 1947 года. ТТЗ на разработку проекта 41 в какой-то мере явилось результатом проектирования лидеров пр.48, начатых, но не завершенных постройкой и эсминцев пр.40. Проектирование нового корабля было поручено коллективу ЦКБ-53. Главным конструктором назначили В.А.Никитина – без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего большой вклад в строительство отечественного флота. Группу наблюдения от ВМС (тогдашнее наименование ВМФ) возглавил инженер-капитан 2 ранга М.А.Янчевский. Эскизное проектирование заняло один год и 19 августа 1948 г. его результаты были утверждены постановлением Совета министров СССР. Еще через год – 28 сентября 1949 г. – был утвержден технический проект и одновременно было принято решение в целях отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем – к серии.
     В декабре 1949 года судостроительный завод им. Жданова (ныне «Северная верфь») приступил к строительству корабля, однако официальная закладка состоялась только 5 июля 1950 года. Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началась подготовка к строительству установочной серии и на других судостроительных заводах. Спуск корабля на воду был произведен 29 января 1951 г., а через год (26 января 1952 г.), не окончив швартовных испытаний, эсминец вышел на заводские ходовые испытания.
     В техническом плане ЭМ являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса, но и отечественного надводного кораблестроения вообще. Согласно проекту корпус впервые был выполнен гладкопалубным с небольшой седловатостью в средней части. Кроме одной носовой надстройки, котельных кожухов на верхней палубе и не считая оружия – других надстроек не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы, и вообще корабль в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы и стабилизированный пост наводки орудий были защищены броней толщиной от 8-10 до 20 мм.
     Кардинально отличной от предыдущих проектов являлась главная энергетическая установка. Двухвальная ГЭУ размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом отсеке, образующем эшелон, размещался ГТЗА типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/кв.см. ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты (легче, чем у пр.30-бис на 100 тонн). Кроме того, на экономических ходах расход топлива оказался примерно на 20% ниже, чем у ЭМ пр.30-бис. Электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена на трехфазном переменном токе 220В в 50 Гц.
     В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1. Каждая башня располагала собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б». Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия длиной 58 калибров монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не допускали. Конечно по сравнению с полностью закрытыми башнями пр.30-бис это был шаг назад. Причина этого заключалась в увлечении общей стабилизацией башен универсальной артиллерии и невозможности в приемлемых габаритах обеспечить это для полностью закрытых башен. Подобная стабилизация оказалась бесперспективной и развития не получила. Данные для стрельбы орудий вырабатывала РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 и дальномером ЗДМС-4, данные обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Зенитная артиллерия включала четыре стабилизированных спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автоматы СМ-16 управлялись либо с местного поста, либо от приборов МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Автоматы 4М-120 управлялись только вручную. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами, и в целом оно было полностью идентичным таковому, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр.68-бис. На минных рельсах на верхней палубе могли размещаться до 48 морских мин КБ или же 48 минных защитников ГМЗ. Кроме того, имелось шесть бомбометов БМБ-2 (по три на борт). Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н», надводных целей «Риф» и ГАС «Пегас».
     Однако удачным корабль все же назвать было нельзя. На заднем ходу корабль не слушался рулей, при их перекладке он входил в циркуляцию, но из нее рулями не выводился. Побортное размещение 45-мм автоматов не допускало их совместного использования как в носовой, так и в кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 были несерийного производства, а предсерийная РЛС «Фут-Б» оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии в ходе эксплуатации зенитные АУ СМ-16  были заменены на счетверенные 45-мм СМ-20-ЗиФ, 25-мм автоматы сняли, бомбомёты заменили на две РБУ-2500, а опытный вариант станции «Фут-Б» был заменён на отработанный серийный. Самый большой сюрприз заключался в недоборе кораблём скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 узлов, а получили – 33,5. Дальность плавания технико-экономическим ходом (при скорости 14 узлов) должна была составить 5 500 миль, но с трудом удалось «выжать» 5 210. Разбор причин оказался поверхностным. В приемном акте по этому поводу отмечалось следующее: «..это произошло вследствие недостаточной проектной мощности механической установки и ошибок в методике расчета ходкости кораблей, применяемой ЦНИИ-45» (ныне ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова). В этой связи «Неустрашимый» определили избыточно большим кораблем, хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию. Причем эта точка зрения стала преобладающей еще задолго до начала испытаний, поэтому в июне 1951 года постановлением Совмина серия пр.41 была прекращена, а заложенные корпусные конструкции серийных эсминцев разобраны.
     Последующие события показали, что неприятности с недобором скорости проектом 41 были связаны с более глубокими причинами. Гром грянул, когда на ходовые испытания был предъявлен головной эсминец «Спокойный» пр.56, разработанный как «улучшение» пр.41. При меньшем на 400 т водоизмещении и при значительно большей мощности ГЭУ (на 10 000 л.с.), «Спокойный» смог развить скорость лишь на один узел превышавшую скорость «Неустрашимого». Предметное разбирательство специально созданной комиссии, в которой работал выдающийся отечественный авторитет в области теории корабля профессор инженер-контр-адмирал В.Г.Власов, установило, что весь комплекс «корма-винт-руль» спроектирован неправильно как на пр.41, так и на пр.56. Искажение гидродинамического потока не позволяло винтам развивать необходимый упор, что и являлось главной причиной неудовлетворительной ходкости. На «Спокойном» пришлось отрезать «неправильную» кормовую оконечность, которую заменили новой «правильной». Однако на «Неустрашимом» этого делать не стали, поскольку корабль в серию не пошел.
     С позиций сегодняшнего видения переход от проекта 41 к пр.56 был неоправданным. Большинство его недостатков можно было устранить даже на «живом» корабле, не говоря уже о корректировке проекта для серии. Особенно ценными качествами пр.41 по сравнению с последовавшим пр.56 являлись большая живучесть, автономность, дальность плавания и запасы на модернизацию. Отсутствие последних на пр.56 особенно остро почувствовали при модернизации по проекту 56-К «Бравый», когда потребовалась укладка твердого балласта и ряд других ухищрений для выполнения требований ТТЗ. Тем не менее в серию пошел проект 56.
    

Программа строительства. В декабре 1949 года завод №190 им. Жданова (ныне Северная верфь) приступил к строительству, однако официальная закладка состоялась 5 июля 1950 г. В декабре того же года началось строительство установочной серии и на других судостроительных заводах. Спуск корабля на воду был произведен 29 января 1951 г.,а через год (26 января 1952 г.), не окончив швартовных, эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Официально введён в строй лишь 31 января 1955 г., а окончательно принят от промышленности 27 декабря 1957 г.
     В связи с тем, что серия не состоялась из-за вышеперечисленных обстоятельств, в 1951 г. заложенные корпусные конструкции серийных эсминцев были разобраны.

 

 

Эскадренные миноносцы Советских ВМФ 1945-1995

Справочник эскадренных миноносцев.

Эскадренные миноносцы
Эсминцы типа “Неустрашимый”
Сайт управляется системой uCoz